До недавнего времени вопрос об узаконивании ГБО мало кого интересовал. Но с 2016 г. сотрудники ГИБДД начали массово штрафовать не только автолюбителей, у которых установлено ГБО, но и тех, кто сделал тюнинг своего автомобиля, особенно это коснулось внедорожников, обвешанных защитными дугами, лебедками, шноркелями и даже безобидными фаркопами. Большинство из них переоборудовали свои машины еще в те времена, когда оформление изменений не требовалось. Сегодня же, таким автолюбителям при первом общении с сотрудником ГИБДД грозит штраф в 500 рублей на основании ст. 12.5  КоАП, а в дальнейшем, в случае невыполнения предписания по узакониванию изменений, даже отстранение от управления, и перемещение автомобиля на штраф-стоянку. Ну и что, же делать в такой ситуации?

Для начала, давайте разберемся, что такое «узаконивание».

Процедура достаточно сложная и занимает много времени. Итогом «узаконивания» является внесение соответствующих отметок в паспорт транспортного средства (ПТС) и свидетельство о регистрации транспортного средства (СРТС).

Документом, регламентирующим оформление любых изменений в конструкции автомобиля являются поправки в Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств, вступившие в силу с 2015 г.

Рассмотрим поэтапно процедуру по оформлению переоборудования автомобилей под ГБО.

  1. Получение разрешения.

Первое, что вам нужно — это заключение предварительной технической экспертизы, которое выдает аккредитованная испытательная лаборатория. К сожалению, в нашем городе таковой нет. Поэтому, чтобы облегчить задачу нашим клиентам, мы заключили договор с одной из таких лабораторий. От вас потребуется только ПТС и свидетельство о регистрации транспортного средства (СРТС). Мы отправляем туда копию ваших документов, и вы получаете заключение, которое удостоверит, что на ваш автомобиль можно установить ГБО.

Далее с этим заключением нужно ехать в регистрационно-экзаменационное подразделение ГИБДД (МРЭО) или в отдел технадзора ГИБДД. Сразу возникает вопрос: Нужно ли демонтировать ГБО?  

Формально, получать разрешение на любые изменения нужно заранее, поэтому изначально в ГИБДД требовали предоставить на первый осмотр автомобиль в том виде, в каком он сошел с конвейера завода изготовителя, то есть, со снятым ГБО. Но осенью 2016 г. ГИБДД России разослала по регионам предписание не усердствовать с этим требованием. Поэтому на сегодняшний день демонтаж ГБО для узаконивания в нашем регионе не требуется.

После осмотра автомобиля, сверки номеров и подачи комплекта документов вам выдадут разрешение на установку. Процедура хотя и бесплатная, но требует времени. В нашем регионе срок выдачи разрешения может достигать нескольких дней.

  1. Установка ГБО.

После того, как в ГИБДД вы получите на руки подписанное разрешение на переоборудование автомобиля, вы с этими документами приезжаете к нам на установку ГБО, либо (если ГБО уже установлено на автомобиле) для оформления заключительной экспертизы. Здесь необходимо учесть, если оборудование на машине стоит уже более 2-х лет, кроме стандартного пакета документов вам будет необходим документ подтверждающий проведение периодических испытаний баллона. Данные испытания проводятся на специализированной станции, а баллоны клеймятся.

При наличии каких-либо других изменений в конструкции автомобиля, вам будут необходимы сертификаты на установленные запчасти.

  1. Заключительная экспертиза.

Далее вся документация вместе с фотографиями автомобиля отправляется на вторую экспертизу, по результатам которой мы получаем Протокол проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в нее изменений.

На данном этапе наша работа по оформлению документов заканчивается. Вы получаете на руки пакет, состоящий из следующих документов:

  1. Заявление в Госавтоинспекцию;
  2. Копии ПТС, СРТС, паспорта автовладельца;
  3. Заключение предварительной технической экспертизы;
  4. Протокол проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в нее изменений;
  5. Заявление-Декларация об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства;
  6. Свидетельство о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования установленного на транспортном средстве по форме № 207;
  7. Свидетельство о соответствии транспортного средства с установленным на нем газобаллонным оборудованием требованиям безопасности по форме 2а, 2б;
  8. Паспорт на баллон и сертификаты на оборудование.

Далее, необходимо пройти государственный техосмотр с установленным ГБО, в результате которого у вас на руках окажется диагностическая карта. После чего, все документы с квитанциями об уплате госпошлины сдаются в ГИБДД. Затем в ПТС и СРТС будет внесена соответствующая отметка. О сроках внесения изменений уточняйте у сотрудника ГИБДД, когда будете сдавать документы.

Аналогичная процедура требуется для узаконивания другого дополнительного оборудования, такого как лебедки, фаркоп, шноркели, кенгурины, холодильного оборудования и прочего.